Постройка мегаяхты от «А до Я». Первые шаги.
Часть 1 «Начало»

Совместно с itBoat подготовили серию заметок в виде интервью со мной о том как построить яхту и получить от этого удовольствие.

yacht in the ice  

Привет! Как дела?

Привет! Ты знаешь, неплохо. Работаем. Вы, я смотрю, тоже развиваетесь по всем направлениям.

Да, стараемся не отставать. Ну, с чего начнём наш разговор? Давай с самого начала процесса. Есть потенциальные владельцы яхт, которые банально не знают с чего начать реализовать своё желание иметь яхту. Что посоветуешь?

Я думаю, нет смысла говорить о том, как выбирать яхту. Это дело сугубо личных предпочтений и бюджета. Примерно как с машиной, моделей много – к чему душа лежит, то и покупаешь (с оглядкой на бюджет и мнение друзей).

Неужели нет никакой разницы между различными производителями?

Есть.  Но всё не так явно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Если говорить про новострой, то при правильной организации процесса строительства эти различия могут быть сведены до минимума.  Если говорить про б/у яхты, то всё зависит от многих факторов, которым, я думаю, надо посвятить отдельную статью. Давай сегодня поговорим о строительстве новой яхты.

Хорошо. Предположим, я – Заказчик, у которого есть непреодолимое желание построить яхту. С чего начать?

Как не банально, но начать надо с выбора. Нужно выбрать, как минимум, человека или компанию, которые будут представлять ваши интересы в этом проекте. Далее у каждого менеджера свои методы управление проектом. Я расскажу, как поступаем мы. Мы начинаем с личной встречи с Заказчиком и разговора, в процессе которого мы выясняем все его предпочтения, которые обычно сводятся требованиям по скорости, количеству гостевых кают, району плавания и прочее. К моменту разговора у Заказчика есть на примете несколько моделей яхт, которые ему нравятся, но которые необходимо доработать. Здесь –  то не то, здесь – там не там. Ну, ты понимаешь.

for_editor_IMG_1313

Все стремятся заточить яхту под себя. С этим понятно. Что дальше?

Дальше мы, на основании этой информации, выбираем дизайнера и морского архитектора. Встречаемся с ними, обсуждаем различные варианты, обсуждаем условия их участия в проекте, параллельно с этим начинаем подбирать судостроителя и обсуждать варианты с ним. В итоге, через 1-2 недели мы готовим для заказчика несколько предложений-абрисов и примерные бюджеты на проектирование и строительство яхты. Объясняем все отличия, плюсы и минусы, риски.

А в чём заключается выбор дизайнера и морского архитектора? Какими критериям вы оперируете при выборе?  

В основном это зависит от типа яхты, которую хочет Заказчик. У кого-то отлично получаются водоизмещающие яхты, у кого-то полуводоизмещающие, а кто-то самый лучший в проектировании катамаранов. На выбор влияет текущая загруженность дизайнера, условиями его работы и, естественно, цена.  Некоторые просят за своё участие в проекте 1 млн евро (для 47 метровой яхты), другие готовы работать за гораздо меньшие деньги. В общем говоря, нюансов очень много. Те же принципы для выбора морского архитектора.

Ясно. Выбор сделан. Приступаем к строительству?

Не совсем так. Рассмотрим более долгий вариант развития проекта на этом этапе без участия судостроителя.

Ты как комсомолец – без трудностей не можешь?  

Могу. Вообще постоянное наличие каких-либо трудностей говорит о том, что проект развивается не по оптимальному пути и надо что-то менять (как собственно говоря и в жизни). Короче, выбрали дизайнера и морского архитектора и начинаем с ними плотно работать. Конечно, у каждого свой подход в работе в заказчиком, но обычно он делится на несколько этапов.
Первое, разработка предварительного профиля яхты и предварительного попалубного плана яхты. Во время этих этапов дизайнер работает в плотном содружестве с морским архитектором и  инженером по системам, что позволяет на ранних сроках избежать проблем которые могут возникнуть на более поздних этапах.
Затем, по завершению этих этапов готовится пакет документации, включающий в себя: теоретический чертёж корпуса, предварительная оценка веса, скорости, дальности плавания, расчёты по остойчивости и тоннажу. И в конце начинается детальная проработка проекта. Готовятся список основного оборудования и техническая спецификация яхты, готовится окончательный попалубный план проекта в AutoCAD и чертёж, демонстрирующий сечение судна по ДП с указанными высотами интерьерных помещений.
Все эти документы одинаково важны для будущей яхты. Это фундамент всех будущих расчётов и взаимоотношений. Здесь крайне важна живая и постоянная коммуникация между всеми участниками проекта. «Работа всякого – нужна одинаково».
Все выраженные и невыраженные пожелания клиента должны быть учтены.

for_editor_IMG_1322

Что в итоге получает заказчик

Заказчик получает пакет документов состоящий из попалубного  плана, расчётов скорости, дальности плавания, тоннажа и веса яхты, теоретического чертёж корпуса и технической спецификации. Этого достаточно,  чтобы начать общаться с судостроителями по вопросам контракта и цены. Можно провести тендер среди верфей, а можно идти к уже приглянувшейся верфи и начать обсуждать с ними цену и условия контракта. К слову, спецификация яхты это краеугольный камень всего. Что там написано, то заказчик получит в итоге. Важно, чтобы она была максимально детализирована в части описания технических свойств и производительности различного оборудования, должна содержать критерии качества. Если написано «яхта будет покрашена», то в итоге вы получите крашенную яхту, но вы никогда не сможете предъявить судостроителю ничего если сквозь краску будут видны шпангоуты, и все поверхности будут покрыты шагренью и блистерами.

Блистер?

Выглядит как вспучивание краски. Вообще не надо боятся показаться занудным, при подготовки спецификации. Лучше потратить время на выяснение всех деталей на этом этапе, чем потом ругаться и предавать анафеме всех подряд.

Тебя послушать так нет ничего проще. Просто как езда на велосипеде. Что самое сложно на этом этапе?

Сложное – это понять, что действительно хочет будущий владелец от яхты, помочь ему избежать различных «опций», навязанных маркетолагами.

Например?

Например, открывающийся лацпорт в каюте Владельца.

А что с ним не так?

В общем-то всё. Открывать его можно только при определённых морских условиях, выполняется эта работа экипажем, экипаж так же должен будет принести и установить леерное ограждение. На всю эту операцию уйдёт минут 30. В итоге момент, ради которого всё это задумывалось, упущен. Изнутри лацпорт и его механизмы выглядят, так сказать, необычно и диссонирует с общим дизайном интерьеров.

for_editor_IMG_0028

Ясно всё с тобой. Согласен, нюансов много.

Нюансов не просто много их тысячи. Поэтому очень важно будущему владельцу яхты найти своего поверенного в этом вопросе. Не надо пытаться разрулить ситуацию собственноручно или с помощью своего домашнего офиса. Вы видите проблему, когда в неё упрётесь, а управляющий проектом видит проблему в начале пути. Это как движение по лабиринту, у него есть карта в виде знания и опыта и он поднимается над схваткой, наблюдая и руководя процессом. Я к тому, что каждый должен заниматься своим делом. Я занимаюсь управлением проектами в индустрии моторных яхт – это моё дело последние 10 лет. Вспомни ролик в Гарри Олдманом, где он рассуждает о лишних людях в кинематографе.

Окей-окей. Давай поговорим о дальнейшем шагах.

Дальше? Выбираем верфь по различным критериям, и подписываем с ней письмо о намерениях (обычно верфь инициирует подписание этого документа, для правовой базы сотрудничества до подписания основного договора) Здесь начинается работа по окончательному согласованию спецификации и попалубного плана. Верфь всегда будет иметь замечания, комментарий, уточнения. И задача представителя заказчика отслеживать этот процесс, что бы интересы будущего владельца не были ущемлены Параллельно с этим мы начинаем работать с проектом договора на строительство. В нём тоже необходимо учесть много нюансов: от стоимости нормо-часа при расчёте изменений к контракту, до ответственности верфи если яхта не достигнет спецификационных характеристик. По окончанию этого этапа у нас есть комплект документов, включающий в себя: контракт на строительство, график платежей, график поставок заказчика, общий график проекта, техническая спецификация, попалубный план.

for_editor_IMG_0203

Я не совсем понял, ты один что ли проверяешь весь этот объём информации?

Нет, конечно, не один. Проверяет много людей. Что ты имеешь в виду?

Я к тому, что невозможно быть специалистом во всех областях знаний. Можно понимать основные принципы работы систем и механизмов, понимать общее направление, философию систем, если можно так сказать. Но разбираться в деталях, чтобы предметно обсуждать с верфью различные детали одному человеку невозможно.

Согласен, невозможно. В каждом конкретном случае надо принимать решение как более оптимально поступить. Если ты строишь серийный проект где-нибудь на Heesen, то не имеет смысла лезть к ним к кульманам и учить их строить. Если ты строишь лодку под заказ на том же Heesen, то не мешало бы проверять чертежи более детально. Но, опять же всё зависит от условий контракта и спецификации. Конечно, если строить где-нибудь в Турции, России или Китае, то надо контролировать установку каждого болта (какой материал, кто производитель, где куплено, как установлено). Для таких проектов формируется проектная команда, в которой есть специалисты по сборке и сварке, электрики, механики, изоляционщики, инспекторы по покраске и интерьерам.

for_editor_IMG_2953

А твоя роль какая во всём этом?

Я выступаю в таком случае как директор проекта.

И что ты делаешь как директор проекта?

Да, то же что и любой директор: отвечает за работу всего подразделения, за его политику и развитие в целом.

Тяжело управлять таким проектом в котором сотрудники не в офисе за стенкой, а разнесены по странам и часовым поясам?

Да, в общем-то тяжело первые сто лет, потом привыкаешь. Главное правильно организовать процесс. У нас есть своя система отчётности, есть общая база документации на выделенном сервере, есть графики, есть стремление людей работать на результат с душой и огоньком. Проект в итоге это хорошо смазанный и выверенный механизм, который движется по заранее намеченной траектории, а ты только в определённые моменты задаёшь ему необходимый вектор движения.

Давай на сегодня закончим на этом. У нас ещё будет возможность продолжить наши разговоры на животрепещущие темы. Приятно было пообщаться

Мне тоже. До встречи!

Оригинал интервью размещён на сайте itBoat

← Ко всем записям