Постройка мегаяхты от «А до Я».
Часть 2

Продолжаем совместный проект с itBoat.

yacht on the south pole

Привет! О чём поговорим сегодня?

Привет-привет! Давай продолжим предыдущую тема и поговорим как происходит управление проектами непосредственно на фазе строительства.

Давай. Что происходит после подписания контракта?

Некоторое время кажется, что ничего не происходит. Нет никакой видимой активности со стороны верфи. Но на самом деле в это время ведётся большое количество проектных работ: разрабатываются конструктивные чертежи корпуса, принципиальные схемы судовых систем, разрабатываются различные технические задания к субподрядчикам, заключаются договора на поставку оборудования и т.д. Работы – вал. И для заказчика сейчас самое время начинать разработку дизайна интерьера, формировать перечень покупных позиций, определится со своими требованиями к различным системам, которые частично были вынесены за рамки основного договора.

IMG_7460

Ты имеешь в виду системы развлечения?

Да их, но не только. Обычно в контрактах верфь указывают бюджеты в рамках которых должны быть реализованы системы аудио-видео, видеонаблюдения, корабельная компьютерная сеть, закуплена и установлена бытовая техника. И задача представителя Заказчика грамотно сформулировать его требования,  предъявляемые к этим системам и оборудованию. Проконтролировать, чтобы верфь правильно их интерпретировала, правильно подготовила изменение к контракту и реализовала задуманное.

Кстати, об изменениях к контракту, так называемых change order. Расскажи об этом подробней.

Вообще надо стремится уменьшить количество изменений к контракту, или по крайней мере их количество должно быть понятно в самом начале.

100311_0199

Почему?

Ну, неконтролируемое количество изменений говорит о плохой проработке проекта менеджером. Это никак не добавляет пунктов к его карме. К тому же, это увеличивает бюджет проекта, что не может радовать Заказчика. А если учесть, что вознаграждение менеджера часто зависит от суммы контракта, то многие Заказчики воспринимают любое увеличение бюджета как один из «сравнительно честных способом отъёма денег». Даже если изменения обоснованы, они напрягают верфь, которая может сделать финт ушами, заявив, что вынуждена пересмотреть сроки сдачи яхты и т.д. И ещё, любое не планируемое изменение к контракту на стадии строительства стоит в разы дороже, чем тоже изменение на стадии договора или проектирования.

Интересная точка зрения. Не задумывался об этой стороне вопроса. Как реализуются различные дополнительные пожелания будущего Владельца, не учтённые контрактом на строительство.

Важно, чтобы контрактом была учтена принципиальная возможность изменения в проекте в процессе строительства. Если такая возможность есть, то алгоритм реализации изменений к контракту примерно следующий. Предположим, Заказчик увидел и понял, что стандартный флагшток выглядит странно и никак не соответствует его ожиданиям. После разбирательства с верфью выясняем, к примеру, что именно такой флагшток входит в спецификацию (там обычно пишется следующая фраза «будущая яхта, в вопросах не оговорённых спецификацией, будет соответствовать другой яхте, которую ранее построила верфь»). После этого мы просим верфь предложить другие варианты флагштоков, которые они могут реализовать на яхте или мы просим дизайнера по экстерьерам дать своё виденье.

После согласования с заказчиком понравившейся модели (это может быть чертёж или эскиз) верфь готовит изменения к контракту. В нём обязательно должно быть указаны: цена, влияние на весовые составляющие яхты, влияние на производственный график и сроки сдачи судна, чертежи, текстовое описание изменения, указана цена с разбивкой по подразделениям и работам. Всю эту информацию представитель заказчика должен проверить, при необходимости исправить. Здесь такой же принцип как и при подготовке спецификации – Вы получите то, что написано в этом документе. После всех проверок отдать заказчику на подпись и оплату. После оплаты остаётся проконтролировать исполнение верфью своих обязательств. В общем-то всё.

С change orders разобрались. Идём дальше. Ты сказал, что кроме регулярных платежей у Заказчика есть другие обязательства перед верфью. Поясни, пожалуйста, о чём ты?

DSC_0074

Обычно в объём поставок заказчика входят: дизайн интерьера и экстерьера, тендеры, гидроциклы и прочие водные игрушки, постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, регистрация яхты, отдельностоящая мебель и предметы искусства. Это по-крупным позициям. Кроме этого есть множество мелочи, которую не надо выпускать из виду. Так же Владелец должен согласовывать документацию верфи и принимать определённые решения. Все эти вопросы взаимосвязаны и интегрированы в проект. Соответственно по каждому пункту есть определённая дата, к которой Заказчиком должно быть принято решение, закуплены образцы или выполнены закупки. Это большой объём работ который надо выполнять и, конечно, контролировать. Просрочка по датам даёт верфи права пересмотреть сроки сдачи яхты.

То есть представитель Заказчика выступает в роли менеджера по закупкам?

Это всё зависит от многих факторов. Иногда он делает это сам, иногда это поручается домашнему офису владельца, иногда эта работа отдаётся судостроителю, иногда нанимается отдельный человек, который занимается административными вопросами проекта. Это всё должно быть обсуждено между менеджером и будущими владельцем «на берегу»  до начала проекта.

IMG_1429

Если крупными мазками, то какие ещё основные задачи управляющего проектом?

Важно отдельно выделить задачу по формированию и ведения бюджета проекта. В самом начале проекта готовится сводный бюджет, состоящий из крупных статей расходов (контракт, изменения к контракту, дизайнер, закупки, экипаж, подрядчики), которые, в свою очередь, максимально дробятся на множество позиций в стремлении учесть все возможные расходы заказчика в процессе строительства. По каждой позиции указывается стоимость и срок. Естественно, на 0 этапе стоимость и сроки по большинству пунктам указаны приблизительные. Тем не менее, так создаётся база, скелет бюджета, которые в дальнейшем будет обрастать точными цифрами и, конечно, дополнятся. Мы, к примеру, обновляем этот документ ежемесячно.

Важность и ценность такого документа крайне высокая – будущий владелец понимает какие суммы и когда предстоит ему заплатить.   Кроме бюджета в ежедневным обязанностям относится ежедневные контроль качества работ непосредственно на объекте, рабочие встречи и совещания с подрядчиками. Менеджер регулярно готовит отчёт для заказчика в котором, в понятной форме и понятным языком, описывается какие работы выполнялись,  какие решения приняты, какие чертежи были проверены и одобрены, как проходит выполнение графика, что закуплено, что предстоит закупить в ближайшее будущее. Отчёт иллюстрируется качественными фотографиями. Мы стремимся, чтобы строительство яхты приносило её будущему владельцу удовольствие от самого процесса строительства.

IMG_5091

Давай сегодня поставим в точку в нашем разговоре с тем, чтобы продолжить в следующую пятницу.

Давай. Но тогда уж не точку, а многоточие…

← Ко всем записям