Различия между коммерческими и частными яхтами

Давайте попытаемся вместе разобраться в различиях между коммерческими и частными яхтами. Так сказать, сдуем пену и посмотрим,  какие плюсы и минусы есть у тех и у других, что необходимо учитывать, когда выбираешь тип регистрации.

SY Aglaia

SY Aglaia

Знаете,  как оно обычно бывает? Тебе приходит какая-то хорошая идея для заметки, и ты начинаешь рыть землю, ворошить интернеты, докучать друзьям и знакомым в поисках необходимой информации, в общем, ведёшь активную деятельность, подпитываемую энергией напрямую из космоса. Всё идёт хорошо и замечательно. Вся информация собрана, есть несколько уточнений, но они не принципиальные.

Осталось скомпилировать её в интересную читателям форму и как-то начать статью. Как говорил классик, ты не можешь просто так подойти и ударить человека, обязательно вначале нужно что-то спросить. Со статьё то же самое. И вот однажды утром ты просыпаешься и понимаешь, что вдохновение ушло. Станция, которая передавало его, видимо поменяла частоту и сейчас передаёт только белый шум.

Так проходит неделя-другая. Ты пытаешься, что-то написать, но всё получается каким-то банальным и затасканным.

И вот ты сидишь в кафе, ешь свой омлет по-денверски, пьёшь свой кофе и листаешь новости индустрии, как вдруг натыкаешься на интервью Jonathan Beckett (главный в Burgess) в котором он, в частности, сообщает, что «из-за обременительных затрат всё больше владельцев яхт выводят свои яхты из чартерного рынка, переводя их в частные яхты». Но это, по его словам, положительно скажется на общем чартерном рынке – качество чартерного флота только улучшится. Это, дескать, был тренд прошедшего года.

Я, честно говоря, не ожидал, что муза явится в такое время в таком обличии. Хотя может это и не муза, а божественный пендель. Как бы то ни было, не поверите, после этого статья была написана буквально за несколько часов.

MY Ace в Майами

MY Ace в Майами

Прошу прощения за столь пространственное лирическое вступление. Приступим. И начнём по порядку

 

1.                   Что такое частная (прогулочная) яхта

MY Beluga

MY Beluga

Наиболее полное определение частной яхте даёт LY3 (Annex 5).

Частная яхта (pleasure yacht), это яхта, которая:

–          принадлежит физическому лицу и используется только для спорта или развлечения Владельца, его ближайших родственников и друзей.

–          принадлежит юридическому лицу и используется для спорта и отдыха сотрудниками этой компании, их ближайшими родственниками и друзьями.

Кроме того:

–          Владелец яхты не получает денег с указанных выше людей за использование яхты, кроме как компенсация прямых расходов за путешествие или экскурсию.

–          Все платежи по частной яхте должны быть совершены только от имени Владельца яхты.

–          Частная яхта может так же принадлежать какому-либо клубу, члены которого и их ближайшие родственники имеют право находиться на яхте, причём плата за использование яхты должна быть включена в членские взносы.

К слову, ближайшие родственники это  жена / муж, брат, сестра, родственники по восходящей линии, прямые нисходящие родственники.

 

2.            Что такое коммерческая яхта.

SY Maltese Falcon

SY Maltese Falcon

По LY3 это яхта длиной более 24 метров, перевозящая не более 12 пассажиров и не попадающая под определение частной яхты. С этим же определением соглашается Флаг Маршалловых островов. Флаг Мальты несколько расширяет требования к длине, он рассматривает в качестве коммерческих яхты суда длиной более 15 метров.

 

3.            Коммерческие яхты в деталях.

Обычно, когда говорят о плюсах коммерческой регистрации яхты, отмечают возможность законного чартера, закупку топлива и некоторых товаров по ценам duty free, а также то, что стоимость услуг европейских верфей по ремонту яхт не включает в себя НДС.

К минусам относят чрезмерно пристальное внимание таможни и портовых властей, более жёсткие требования к технической составляющей яхты и к её экипажу и, как следствие предыдущего, дополнительные сертификаты и ежегодные осмотры.

Разберёмся что и как на самом деле.

 

Чартер

Все заметили, что чартерный рынок переживает сейчас не лучшие времена. По словам людей, занимающихся этим бизнесом, средняя продолжительность чартера за прошлый год составила 1 неделю. Чтобы доходы от чартера покрывали операционный годовой бюджет яхты, общая продолжительность чартеров должна составлять 10 недель, включая весь hight season. Реализовать это сейчас практически невозможно.  Вот и получается, что чартер интересен только экипажу с точки зрения дополнительного заработка. В какой-то мере он интересен чартер-менеджеру и чартер-брокеру – они тоже делают на этом свой гешефт, маленький, но гешефт.

SY Vertigo в Турции

SY Vertigo в Турции

 

Топливо.

Средняя стоимость топлива duty paid составляет  139,80 евро центов/литр. Средняя стоимость топлива duty free – 70,40 евро центов/литр. Разница есть. Но и здесь существуют, так сказать, нюансы. Вы не можете заправиться топливом только потому, что вы – коммерческая яхта. У вас на руках должен быть чартерный контракт, который начинается не более чем через 2 дня с момента заправки, или который закончился максимум за 2 дня до заправки. Раньше можно было прикрыться «левым» чартерным контрактом, который предъявлялся по месту требования, но сейчас, после введения НДС на чартер во Франции и Италии, это становится не интересно.

 

Ремонтные работы на верфях.

Denis PELLEGRINO (президент IMS)  подтвердил, если судно коммерческое, то счёт за работы его верфи не будет включать в себя НДС.

ims

 

Закупки.

Некоторые капитаны подтвердили, что  возможно найти таких агентов и поставщиков, которые могут продавать коммерческой яхте товары по цене duty free. Но как показывает практика, все эти поставщики – хитрые жулики. Под видом duty free они будут продавать вам какой-нибудь залежалый товар, который и так никто не берёт.  Это проза жизни, законы индустрии, которую вы не сможете изменить. Так что остаётся только понять и простить..

 

Сертификация яхты

Marshall Islands, ANNEX 1

По этой ссылке вы можете ознакомиться со списком обязательных сертификатов различных типов яхт согласно требованиям регистра Маршалловых островов. Как вы видите, требования к коммерческим яхтам повышены с точки зрения безопасности мореплавания и экологии. С одной стороны, это не минус, а скорее плюс – что плохого в том, что ваша яхта будет более безопасна? Но, с другой стороны, придётся считаться с требованиями и устанавливать эти дурацкие красные пожарные извещатели.

 

Портовые власти и таможня.

Всё это, возможно, «утиные истории», но опять же, некоторые капитаны делятся печальным опытом, рассказывая случаи, когда портовые власти задерживали яхту с гостями, потому что какие-то там документы не были оформлены должным образом или записи в файлах не были вовремя обновлены. В общем, не только на родине, а везде царит бардак и коррупция, но с учётом национального колорита.

Monaco, Port de Fontvieille

Monaco, Port de Fontvieille

 

Экипаж

Коммерческая яхта должна соответствовать требованиям MSMD (Minimum safety manning). Но, опять же, это не является минусом. Этот документ исходит из разумных требований, нормальной морской практики и заботится о том, чтобы на борту находился экипаж, способный обеспечить безопасность Владельцу и его гостям. К тому же, профессиональный экипаж повышает престиж яхты в глазах страховщиков.

Другой очень важный документ по вопросам экипажа MLC 2006. Но фактически требования этого документа носят рекомендательный характер для яхт тоннажем менее 500РТ и обязательны к исполнению для яхт более 500РТ.  А учитывая, что его требования не распространяются на яхты, чей киль был заложен до даты вступления в силу  конвенции, то в этой статье его можно не принимать во внимание.

crew over board

 

4.            Частные яхты в деталях.

Плюсы частной яхты – относительная свобода от таможни и портовых властей, менее жёсткие требования к технической составляющей яхты и к её экипажу. Минусы – закупка топлива по ценам duty paid, присутствие НДС в чеках от поставщиков товаров и услуг, цена частной яхты на вторичном рынке  несколько ниже коммерческой.

Разберёмся что и как на самом деле.

 

Портовые власти и таможня.

Количество досмотров и проверок со стороны береговых властей сведено к минимуму. Практически, частные яхты редко досматривают и проверяют документы. Основанием для проверки могут быть подозрения, основанные на доносах, что вы эксплуатируете яхту не по прямому назначению.

Яхты в Портофино

Яхты в Портофино

 

Сертификация яхты

Marshall Islands, ANNEX 1

Как было видно из таблицы, количество сертификатов, а соответственно, внимание со стороны Флага и Класса так же минимально. В общем-то, это и не плюс и не минус. Отсутствие какого-либо контроля со стороны расслабляет как экипаж, так и Владельца. В моей практике была частная яхта, у которой не работала система пожаротушения в МО. Владельцу было жалко денег на её ремонт, а капитанам, которые менялись с завидной регулярностью, было на это глубоко наплевать.

Если у Владельца есть вменяемый менеджер, который сможет, исходя из собственного опыта и опыта капитана, и, руководствуясь принципом разумной достаточности, объяснить Владельцу и добиться финансирования поддержания работоспособности систем безопасности, то хорошо. Если такого человека нет, то ничем хорошим это не закончится.

 

Экипаж

Аналогичная ситуация с экипажем. Количество и профессионализм экипажа частных яхт никого не интересует (кроме страховщиков, конечно). Но любому Владельцу важно нанять экипаж, который имеет достаточный опыт, чтобы обсуживать яхту, поддерживать работу всех её систем и механизмов. Это не стоит баснословных денег, но мгновенно окупится. Экипаж – самая главная составляющая любой яхты. Доволен экипаж – доволен Владелец. Прямая зависимость.

 

Ремонтные работы на верфях.

Denis PELLEGRINO (президент IMS)  подтвердил, что если судно частное и зарегистрировано НЕ под европейским Флагом, то счёт за работы его верфи не будет включать в себя НДС. Неожиданно хорошая новость. Не уверен, но думаю, что аналогичная ситуация у итальянцев и испанцев.

ims 1

 

Топливо.

Путешествуя на частной яхте, вы также можете заправиться топливом по ценам duty free, но не везде. Это в большой степени зависит от вашего капитана и его связей на берегу. Учитывайте, что ваша яхта должна будет покинуть воды ЕС в течение 12 часов после заправки.  Также учитывайте, что вы должны использовать это топливо только вне вод ЕС. Таможня имеет право проверить и потребовать с вашей стороны доказательства, что яхта совершала международный круиз, а так же проверить топливо фактически (во Франции оно другого цвета, чем в других странах).

Как вариант, можно заправиться в Тунисе, но по информации опытных капитанов, за раз это будет максимум 5000 литров.

В общем, с топливом есть определённая суета.

У каждого владельца своя философия: кто-то считает, что ему выгодней отправить лодку два раза за сезон из Франции в Тунис или Черногорию. А кто-то считает, что всё это – «ловля блох» и лучше заправляться у проверенного поставщика.

 

Чартеры.

Да, частная яхта не может находиться в списках MYBA, но есть  порядка 200 сравнительно честных способов компенсировать операционные расходы яхты. О них вы знаете, думаю, не хуже меня.

 

Ликвидность на вторичном рынке.

Возможно цена частной яхты несколько ниже коммерческой, но и «закупочная» цена с «амортизационными» отчислениями у неё были также ниже. Конечно, некоторых покупателей настораживает приписка в паспорте яхты «not for sale, rent, hire or charter while in EU waters», но это уже задача брокеров объяснить все плюсы и минусы.

SY Seahawk

SY Seahawk

 

5.            Вывод

Что выгодней для владельца коммерческая или частная яхта? Однозначного ответа нет. В задаче присутствует много переменных слагаемых, которые зависят от конкретной яхты, её владельца, места эксплуатации, менеджмента, экипажа и много другого. Но хочу надеяться, что благодаря этой статье шоры, которые мешали вам увидеть ситуацию  всю целиком, исчезли. И решение вы будете принимать обоснованно и взвешенно. Будут вопросы –  пишите, звоните.

 

 

← Ко всем записям