Давайте попытаемся вместе разобраться в различиях между коммерческими и частными яхтами. Так сказать, сдуем пену и посмотрим, какие плюсы и минусы есть у тех и у других, что необходимо учитывать, когда выбираешь тип регистрации.
Знаете, как оно обычно бывает? Тебе приходит какая-то хорошая идея для заметки, и ты начинаешь рыть землю, ворошить интернеты, докучать друзьям и знакомым в поисках необходимой информации, в общем, ведёшь активную деятельность, подпитываемую энергией напрямую из космоса. Всё идёт хорошо и замечательно. Вся информация собрана, есть несколько уточнений, но они не принципиальные.
Осталось скомпилировать её в интересную читателям форму и как-то начать статью. Как говорил классик, ты не можешь просто так подойти и ударить человека, обязательно вначале нужно что-то спросить. Со статьё то же самое. И вот однажды утром ты просыпаешься и понимаешь, что вдохновение ушло. Станция, которая передавало его, видимо поменяла частоту и сейчас передаёт только белый шум.
Так проходит неделя-другая. Ты пытаешься, что-то написать, но всё получается каким-то банальным и затасканным.
И вот ты сидишь в кафе, ешь свой омлет по-денверски, пьёшь свой кофе и листаешь новости индустрии, как вдруг натыкаешься на интервью Jonathan Beckett (главный в Burgess) в котором он, в частности, сообщает, что «из-за обременительных затрат всё больше владельцев яхт выводят свои яхты из чартерного рынка, переводя их в частные яхты». Но это, по его словам, положительно скажется на общем чартерном рынке – качество чартерного флота только улучшится. Это, дескать, был тренд прошедшего года.
Я, честно говоря, не ожидал, что муза явится в такое время в таком обличии. Хотя может это и не муза, а божественный пендель. Как бы то ни было, не поверите, после этого статья была написана буквально за несколько часов.
Прошу прощения за столь пространственное лирическое вступление. Приступим. И начнём по порядку
1. Что такое частная (прогулочная) яхта
Наиболее полное определение частной яхте даёт LY3 (Annex 5).
Частная яхта (pleasure yacht), это яхта, которая:
– принадлежит физическому лицу и используется только для спорта или развлечения Владельца, его ближайших родственников и друзей.
– принадлежит юридическому лицу и используется для спорта и отдыха сотрудниками этой компании, их ближайшими родственниками и друзьями.
Кроме того:
– Владелец яхты не получает денег с указанных выше людей за использование яхты, кроме как компенсация прямых расходов за путешествие или экскурсию.
– Все платежи по частной яхте должны быть совершены только от имени Владельца яхты.
– Частная яхта может так же принадлежать какому-либо клубу, члены которого и их ближайшие родственники имеют право находиться на яхте, причём плата за использование яхты должна быть включена в членские взносы.
К слову, ближайшие родственники это жена / муж, брат, сестра, родственники по восходящей линии, прямые нисходящие родственники.
2. Что такое коммерческая яхта.
По LY3 это яхта длиной более 24 метров, перевозящая не более 12 пассажиров и не попадающая под определение частной яхты. С этим же определением соглашается Флаг Маршалловых островов. Флаг Мальты несколько расширяет требования к длине, он рассматривает в качестве коммерческих яхты суда длиной более 15 метров.
3. Коммерческие яхты в деталях.
Обычно, когда говорят о плюсах коммерческой регистрации яхты, отмечают возможность законного чартера, закупку топлива и некоторых товаров по ценам duty free, а также то, что стоимость услуг европейских верфей по ремонту яхт не включает в себя НДС.
К минусам относят чрезмерно пристальное внимание таможни и портовых властей, более жёсткие требования к технической составляющей яхты и к её экипажу и, как следствие предыдущего, дополнительные сертификаты и ежегодные осмотры.
Разберёмся что и как на самом деле.
Чартер
Все заметили, что чартерный рынок переживает сейчас не лучшие времена. По словам людей, занимающихся этим бизнесом, средняя продолжительность чартера за прошлый год составила 1 неделю. Чтобы доходы от чартера покрывали операционный годовой бюджет яхты, общая продолжительность чартеров должна составлять 10 недель, включая весь hight season. Реализовать это сейчас практически невозможно. Вот и получается, что чартер интересен только экипажу с точки зрения дополнительного заработка. В какой-то мере он интересен чартер-менеджеру и чартер-брокеру – они тоже делают на этом свой гешефт, маленький, но гешефт.
Топливо.
Средняя стоимость топлива duty paid составляет 139,80 евро центов/литр. Средняя стоимость топлива duty free – 70,40 евро центов/литр. Разница есть. Но и здесь существуют, так сказать, нюансы. Вы не можете заправиться топливом только потому, что вы – коммерческая яхта. У вас на руках должен быть чартерный контракт, который начинается не более чем через 2 дня с момента заправки, или который закончился максимум за 2 дня до заправки. Раньше можно было прикрыться «левым» чартерным контрактом, который предъявлялся по месту требования, но сейчас, после введения НДС на чартер во Франции и Италии, это становится не интересно.
Ремонтные работы на верфях.
Denis PELLEGRINO (президент IMS) подтвердил, если судно коммерческое, то счёт за работы его верфи не будет включать в себя НДС.
Закупки.
Некоторые капитаны подтвердили, что возможно найти таких агентов и поставщиков, которые могут продавать коммерческой яхте товары по цене duty free. Но как показывает практика, все эти поставщики – хитрые жулики. Под видом duty free они будут продавать вам какой-нибудь залежалый товар, который и так никто не берёт. Это проза жизни, законы индустрии, которую вы не сможете изменить. Так что остаётся только понять и простить..
Сертификация яхты
По этой ссылке вы можете ознакомиться со списком обязательных сертификатов различных типов яхт согласно требованиям регистра Маршалловых островов. Как вы видите, требования к коммерческим яхтам повышены с точки зрения безопасности мореплавания и экологии. С одной стороны, это не минус, а скорее плюс – что плохого в том, что ваша яхта будет более безопасна? Но, с другой стороны, придётся считаться с требованиями и устанавливать эти дурацкие красные пожарные извещатели.
Портовые власти и таможня.
Всё это, возможно, «утиные истории», но опять же, некоторые капитаны делятся печальным опытом, рассказывая случаи, когда портовые власти задерживали яхту с гостями, потому что какие-то там документы не были оформлены должным образом или записи в файлах не были вовремя обновлены. В общем, не только на родине, а везде царит бардак и коррупция, но с учётом национального колорита.
Экипаж
Коммерческая яхта должна соответствовать требованиям MSMD (Minimum safety manning). Но, опять же, это не является минусом. Этот документ исходит из разумных требований, нормальной морской практики и заботится о том, чтобы на борту находился экипаж, способный обеспечить безопасность Владельцу и его гостям. К тому же, профессиональный экипаж повышает престиж яхты в глазах страховщиков.
Другой очень важный документ по вопросам экипажа MLC 2006. Но фактически требования этого документа носят рекомендательный характер для яхт тоннажем менее 500РТ и обязательны к исполнению для яхт более 500РТ. А учитывая, что его требования не распространяются на яхты, чей киль был заложен до даты вступления в силу конвенции, то в этой статье его можно не принимать во внимание.
4. Частные яхты в деталях.
Плюсы частной яхты – относительная свобода от таможни и портовых властей, менее жёсткие требования к технической составляющей яхты и к её экипажу. Минусы – закупка топлива по ценам duty paid, присутствие НДС в чеках от поставщиков товаров и услуг, цена частной яхты на вторичном рынке несколько ниже коммерческой.
Разберёмся что и как на самом деле.
Портовые власти и таможня.
Количество досмотров и проверок со стороны береговых властей сведено к минимуму. Практически, частные яхты редко досматривают и проверяют документы. Основанием для проверки могут быть подозрения, основанные на доносах, что вы эксплуатируете яхту не по прямому назначению.
Сертификация яхты
Как было видно из таблицы, количество сертификатов, а соответственно, внимание со стороны Флага и Класса так же минимально. В общем-то, это и не плюс и не минус. Отсутствие какого-либо контроля со стороны расслабляет как экипаж, так и Владельца. В моей практике была частная яхта, у которой не работала система пожаротушения в МО. Владельцу было жалко денег на её ремонт, а капитанам, которые менялись с завидной регулярностью, было на это глубоко наплевать.
Если у Владельца есть вменяемый менеджер, который сможет, исходя из собственного опыта и опыта капитана, и, руководствуясь принципом разумной достаточности, объяснить Владельцу и добиться финансирования поддержания работоспособности систем безопасности, то хорошо. Если такого человека нет, то ничем хорошим это не закончится.
Экипаж
Аналогичная ситуация с экипажем. Количество и профессионализм экипажа частных яхт никого не интересует (кроме страховщиков, конечно). Но любому Владельцу важно нанять экипаж, который имеет достаточный опыт, чтобы обсуживать яхту, поддерживать работу всех её систем и механизмов. Это не стоит баснословных денег, но мгновенно окупится. Экипаж – самая главная составляющая любой яхты. Доволен экипаж – доволен Владелец. Прямая зависимость.
Ремонтные работы на верфях.
Denis PELLEGRINO (президент IMS) подтвердил, что если судно частное и зарегистрировано НЕ под европейским Флагом, то счёт за работы его верфи не будет включать в себя НДС. Неожиданно хорошая новость. Не уверен, но думаю, что аналогичная ситуация у итальянцев и испанцев.
Топливо.
Путешествуя на частной яхте, вы также можете заправиться топливом по ценам duty free, но не везде. Это в большой степени зависит от вашего капитана и его связей на берегу. Учитывайте, что ваша яхта должна будет покинуть воды ЕС в течение 12 часов после заправки. Также учитывайте, что вы должны использовать это топливо только вне вод ЕС. Таможня имеет право проверить и потребовать с вашей стороны доказательства, что яхта совершала международный круиз, а так же проверить топливо фактически (во Франции оно другого цвета, чем в других странах).
Как вариант, можно заправиться в Тунисе, но по информации опытных капитанов, за раз это будет максимум 5000 литров.
В общем, с топливом есть определённая суета.
У каждого владельца своя философия: кто-то считает, что ему выгодней отправить лодку два раза за сезон из Франции в Тунис или Черногорию. А кто-то считает, что всё это – «ловля блох» и лучше заправляться у проверенного поставщика.
Чартеры.
Да, частная яхта не может находиться в списках MYBA, но есть порядка 200 сравнительно честных способов компенсировать операционные расходы яхты. О них вы знаете, думаю, не хуже меня.
Ликвидность на вторичном рынке.
Возможно цена частной яхты несколько ниже коммерческой, но и «закупочная» цена с «амортизационными» отчислениями у неё были также ниже. Конечно, некоторых покупателей настораживает приписка в паспорте яхты «not for sale, rent, hire or charter while in EU waters», но это уже задача брокеров объяснить все плюсы и минусы.
5. Вывод
Что выгодней для владельца коммерческая или частная яхта? Однозначного ответа нет. В задаче присутствует много переменных слагаемых, которые зависят от конкретной яхты, её владельца, места эксплуатации, менеджмента, экипажа и много другого. Но хочу надеяться, что благодаря этой статье шоры, которые мешали вам увидеть ситуацию всю целиком, исчезли. И решение вы будете принимать обоснованно и взвешенно. Будут вопросы – пишите, звоните.
← Ко всем записям